Программа дополнительного образования «Педагогический класс» предусматривает работу на базе БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К. Борисова» и МБОУ «СОШ №1» г.Можги УР по реализации Концепции допрофессионального педагогического образования обучающихся в Удмуртской Республике.
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Уровень освоения программы – базовый. Закончив обучение по данной программе, возможно дальнейшее обучение по программе педагогического класса во второй год обучения по основным профессиональным образовательным программам в педагогических колледжах Удмуртской Республики.
Актуальность создания современной системы допрофессионального педагогического образования продиктована наличием противоречий:
- между потребностью педагогических вузов и колледжей в профессионально ориентированных абитуриентах и практическим отсутствием целенаправленной и системной подготовки к осознанному профессиональному выбору школьников, имеющих склонности к педагогической дея-тельности;
- между потребностью в педагогических кадрах в региональной системе образования и высоким процентом выбытия из отрасли выпускников педагогических специальностей вузов и колледжей, а также трудоустроенных молодых специалистов;
- между требованиями современных нормативных документов о создании системы непрерывного педагогического образования и неразработанностью механизмов ее функционирования в части целенаправленной профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных органи-заций в формате допрофессионального педагогического образования;
- между потребностями региональной системы образования в притоке молодых педагогических кадров и снижением престижа педагогической профессии в обществе.
В сложившихся условиях организация допрофессионального педагогического образования обучающихся должна предусматривать такие формы обучения, которые обеспечивают повышение мотивации к выбору и освоению профессии педагога: знакомство с личными историями наиболее успешных педагогов, приобретение положительного опыта взаимодействия с более младшими обучающимися и опыта творческой самореализации в учебно-профессиональной деятельности и социально-педагогических практиках, переживание ситуации успеха в ходе профессиональных проб и др.
Отличительные особенности данной программы в том, что программа дополнительного образования «Педагогический класс» реализуется по модели «Сетевое детское объединение социально-педагогической направленности». Целевое назначение данной модели – знакомство обучающихся с миром педагогических специальностей (воспитатель, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования, учитель физической культуры, вожатый), обеспечивающее осознанный выбор будущей профессии и построение траектории профессионального развития.
Программа структурирована на интеграции допрофессиональной подготовки обучающихся в образовательную систему общеобразовательной организации:
- организация целенаправленной профориентационной работы на педагогические специальности, социально-педагогической деятельности школьников;
- организация педагогической практико-ориентированной деятельности обучающихся в качестве помощников учителей, воспитателей, классных руководителей, педагогов-организаторов, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-библиотекарей и др.;
- сетевое взаимодействие общеобразовательной организации и профессиональной образовательной организации (колледжа).
Одним из принципов реализации программы является принцип активного, деятельностного освоения педагогических компетенций: освоение и развитие педагогических компетенций осуществляется в процессе учебной (приобретение новых знаний, умений, навыков), квазипрофессиональной (решение педагогических задач, кейсов) и учебно-профессиональной (профессиональные пробы, педагогическая и социальная практика) деятельности.
Программа реализуется по модульному принципу. Каждый модуль содержит теоретические аудиторные занятия, практические внеаудиторные занятия, педагогическую практику, социальные практики, в том числе, участие в организации и проведении воспитательных мероприятий и внеурочной деятельности, текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию.
Адресат программы: дети 14-15 лет. Набор в объединение является свободным, осуществляется на добровольной основе. В объединение могут быть приняты обучающиеся, желающие получить начальные знания и умения в области психологии, методик работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Наполняемость группы – 26 человек. Группы могут быть смешанными (мальчики, девочки), формируются с учетом возраста (14-15 лет).
Объем программы – 72 часа.
Данное количество часов в программе оптимально (достаточно) для овладения навыками профессионального самоопределения школьников, т.е. готовности к осознанному выбору педаго-гического профиля и ориентации в видах педагогической деятельности.
Срок освоения программы – 1 год согласно календарному учебному графику.
Уровень реализации программы – базовый.
Формы организации образовательного процесса – индивидуальные, парные и мелкогрупповые работы, при которой педагог работает с группой обучающихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.
Использование педагогических технологий:
- индивидуализация обучения (каждому отводится время, соответствующее его личным способностям и возможностям, чтобы обеспечит усвоение необходимого учеб-ного материала);
- технология коллективной творческой деятельности (организация совместной дея-тельности, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготов-ке, осуществлении и анализе любого дела).
Виды занятий по программе: беседа, практические занятия, групповые занятия, выполнение самостоятельной работы.
Режим занятий – продолжительность одного занятия составляет 45 минут; 2 занятия в неделю.
Язык обучения по программе – русский.
Форма обучения по программе – очные занятия с возможностью перехода на электронное обучение и дистанционные формы образовательного процесса.